Эрос и бpaк: таинство любви
Мы публикуем интервью с греческим священником Василием Фермóсом, опубликованное в журнале «Паремволи» в 2003 году. Перевод с греческого выполнен монахиней Екатериной специально для портала
— Почему мы называем бpaк таинством? Что в нём таинственного?
— Мы называем бpaк таинством не потому, что в нём скрыто нечто, во что мы не посвящены, в обычном, общем понимании этого слова. Таинство — это каждая встреча тварного с нетварным, Бога и человека.
И в церковном бpaке происходит эта встреча, или, скорее, единение, точно так же, как таинством является Вочеловечение Бога или Божественная Литургия. Разумеется, подобная встреча превышает способность нашего мозга полностью её понять, осмыслить и проанализировать.
— Можете ли Вы более подробно объяснить, каким образом встречается Бог с человеком в таинстве бpaка?
— Точно так же, как в Божественной Евхаристии. Там мы приносим материальные дары (хлеб и вино) Богу, и Он нам их возвращает освящёнными, в качестве Божественного Причастия.
Нечто подобное происходит и в таинстве бpaка, когда мы дарим Богу наше единение и получаем его назад освящённым.
— Что это означает в действии?
— Для того чтобы лучше понять это, нужно вспомнить евангельский отрывок, который читается во время последования венчания. Речь идёт о первом чуде Христа, которое произошло на свадьбе в Кане.
Когда закончилось вино, Христос попросил, чтобы наполнили водой шесть каменных водоносов, а потом подали её гостям. Вода стала прекрасным вином, и распорядитель пира изумился. Он позвал жениха и сказал ему: «Всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее а ты хорошее вино сберёг доселе» (Иоан.
2:1-11).
Чудеса Христа и святых называются знамениями, то есть знаками иной реальности. В конкретном случае Господь показывает нам, каково «естественное» положение вещей без Благодати Божией, и что происходит в жизни людей, если они вооружатся этой Благодатью.
Без встречи Бога и человека в бpaке естественным можно было бы считать путь духовной усталости и бедности. Когда же происходит единение мужа и жены в церковном бpaке, эта естественная связь включается в Тело Христово, то есть в Церковь, и в Ней супруги черпают неизмеримую духовную силу.
— Но ведь столько церковных бpaков заключается между людьми, весьма далёкими от Церкви, или же люди просто расписываются. Разве все эти бpaки осуждены на разрушение либо формальность?
Ведь реальность не подтверждает этого.
— Совершенно верно. В этом случае остаются любовь, естественные душевные силы и способности супругов, как и их доброе расположение и намерения. Однако без встречи с Божественной Благодатью все эти замечательные качества опираются лишь на способность мужа и жены усердно подвизаться в создании правильных супружеских отношений.
А эта способность может поначалу быть достойной всяких похвал, но нередко без помощи Божией постепенно сходит «на нет».
— То есть Бог полностью отсутствует в таких бpaках?
— Нет, конечно. Бог присутствует в каждом благом человеческом деле и поддерживает добрые начинания человека, его старание. Это происходит и с нехристианами, с некрещёными людьми.
Но для того чтобы понять разницу, давайте вновь рассмотрим первейшее из таинств, их «архетип» — Божественную Евхаристию.
Немало людей стараются в своей жизни исправиться, стать лучше, а некоторые даже призывают силу Бога, но не причащаются Его Тела и Крови. Но это не одно и то же.
Причащаясь Святых Таин, человек психосоматически соединяется со Христом «в жизнь вечную» не просто для того, чтобы стать «хорошим человеком», но чтобы освятиться и жить с Ним вечно.
То же самое происходит и в церковном бpaке. Тот, кто осознанно и с полным представлением о происходящем участвует в этом таинстве, просит Бога включить его любовь в любовь Божию, просит о том, чтобы любовь мужчины и женщины друг к другу приобрела некое иное, сверхъестественное качество и могла жить вечно.
Вспомните фразу из молитвы, которую произносит иерей в конце чина обручения: «Утверди я еже от Тебе святым соединением», что означает «укрепи их исходящим от Тебя святым соединением», и ещё слова из молитвы в конце последования венчания: «Восприими венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй, во веки веков», то есть «прими венцы их в Царство Твое, незапятнанными, и безупречными, и безопасными от вражьих козней соблюдая их во веки веков». Таким образом, бpaк приобретает космологическое и онтологическое измерение.
Человек являет в себе истину мира: бескорыстную любовь.
— Опыт подсказывает, что большинство тех, кто совершает церковный бpaк, то есть участвует в таинстве венчания, не задумываются о подобных вещах. Их мысли направлены, скорее, на внешнюю сторону бpaкосочетания, на пышность и торжественность одежды и обстановки.
— Это печальный факт, свидетельствующий об обмирщении. Церковь делает уступки миру и вынужденно принимает его мораль. Никто не отрицает радостный и счастливый хаpaктер бpaкосочетания, но настоящее торжество, истинные яркость и блеск находятся во внутренних переживаниях верующего человека, то есть в том, насколько реально он проживает таинство внутри себя.
В псалме 44 написано: «вся слава Дщери Царевой внутрь». По толкованию святых отцов и учителей Церкви, слава и блеск Церкви (дочери Бога-Отца, поскольку Она является невестой Его Сына) — внутренние.
Но, опять же, это не означает, что мы должны отрицать внешние элементы празднования бpaкосочетания, ведь речь идёт о празднике. Важно, насколько серьёзно и с пониманием относится человек к таинству. Если он приступает к нему с тем церковным сознанием, о котором сказано выше, тогда происходит реальная встреча и соединение с Богом.
Если нет, то Благодать Божия не действует.
— Таким образом, Божественная Благодать не меняет человека автоматически?
— Абсолютно верно. Если бы человек менялся под воздействием Благодати Божией автоматически, то есть без его на то воли и согласия, то речь шла бы о магическом действии. А Бог сотрудничает с нами.
Поэтому такое количество бpaков, заключённых под сенью Церкви, оказываются неудачными. Потому что люди остались на пpaктическо-организационном, внешнем уровне.
— На меня произвело большое впечатление сравнение бpaка с Божественной Литургией. Существует ведь и ceкcуальность, которую многие люди считают греховной или, по крайней мере, не совместимой со святостью и духовностью. Известна некоторая настороженность Церкви по отношению ко всему ceкcуальному.
Может быть, Церковь сделала бpaк таинством только для того, чтобы ограничить ceкcуальные отклонения? Может, был избран путь компромисса, чтобы избежать худшего?
— Естественно, у бpaка отчасти есть и такие функции как воспитание нравственности, устойчивость общества и народа и т.п., однако эти функции присущи ему как общественному институту. Любой вид «официального» бpaка — и гражданский, и религиозный в разных религиях или конфессиях — предназначен, в частности, к уменьшению человеческой ненасытности, к созданию подходящей обстановки для рождения и воспитания детей и пр.
Всё это естественные функции. Церковь не игнорирует и не презирает естественное, но превосходит его.
Стремление человека к супружеству — естественное. Бог принимает его и благословляет с самого начала (см. Бытие 1:27-28 и 2:18-24).
А апостольское Послание (Ефес. 5:20-33) сравнивает связь мужа и жены с единением Христа и Церкви. В Ветхом Завете постоянно используются метафоры, описывающие отношения Бога и человека в качестве эpoтической связи между двумя влюблёнными.
Например, в одной из книг Ветхого Завета, которая называется Песнь Песней. Отцы Церкви впоследствии нередко использовали эти примеры в своих сочинениях.
Понятно, насколько уважительно относится Церковь к человеческому эросу, судя по уподоблениям и сравнениям. Эpoтические взаимоотношения рассматриваются как первейшая и основополагающая человеческая функция.
Святой Иоанн Златоуст говорил, что Бог посеял эрос, дабы человек удостоился славы и восполнился. Господь сделал эрос ступеньками, по которым человек может подняться ко всему высшему и небесному. Разумеется, не в том смысле, что автоматически эpoтическая жизнь духовно возвышает человека (злоупотрeбляя ей, человек может даже пасть).
Но, когда человек живёт духовной жизнью, сам факт существования эроса служит движителем для любви к Богу: поскольку эрос по отношению к человеку настолько силён, то можно себе представить, насколько сильным может стать любовь к Богу. Не говоря уже о том, что с помощью межличностных отношений человек учится открываться ближнему и общаться с ним.
Без этой важной предпосылки невозможно общаться с Богом.
Церковь в необычайной степени уважительно относится к эросу и бpaку, и только через призму этого уважения можно понять её «запреты» в данной области. В сущности, речь идёт о средствах защиты Божественных даров, данных человеку, — так же, как мы защищаем огонёк свечи, чтобы его не задул ветер, или как спортсмен ограничивает себя в некоторых вещах, чтобы позже ощутить радость и вкус победы.
Начальный капитал эроса необходимо увеличивать и преображать, а не тратить опрометчиво и необдуманно, как это часто происходит.
С другой стороны, многие члeны Церкви, к сожалению, не разделяют Её животворное Богословие — либо по неведению, либо по разным личным причинам. Родители, которые мучаются от своего пуританизма и ни разу в жизни не порадовались своему эросу как Божьему дару, клирики и преподаватели воскресных школ, которым в своё время не преподали Истину или которые неправильно поняли смысл православной аскетики.
Все эти люди нередко способствуют отчуждению современного человека от церковной жизни, потому что заставляют его относиться к последней как к «жандарму пуританизма».
— Эта позиция отторжения сосуществует с ceкcуальным произволом, царящим в нашу эпоху, который выражается и продвигается, в частности, в средствах массовой информации…
— Очень верное замечание. Современный человек находится как будто меж двух огней. С одной стороны, страх пуританизма, а с другой — нынешнее превращение в товар всего и вся.
Первый не даёт человеку радоваться с благодарностью дарам Божиим, а второе просто обесценивает и душит эти дары. И довольно трудно сделать вывод о том, какая из этих опасностей более серьёзная: чувство вины, стресс и страх в отношении эроса и ceкcа или тирания чувственности, которая искажает и, в конце концов, уничтожает врождённую способность человека к эросу. Мы живём в информационном потоке, который постоянно путает телесное, плотское притяжение с эросом.
Аскеза, которую предлагает Церковь, способствует очищению внутреннего душевного мира человека.
— Одна супружеская пара, знакомая мне, отправившись на исповедь, вернулась с разочарованием, поскольку духовник не разрешил этим супругам причаститься. Причиной послужили их ceкcуальные отношения до супружества.
Это было правильно?
— Это очень частая причина огорчений современных людей, что нередко приводит к их отдалению от Церкви. Для того чтобы понять дух этого «запрещения», необходимо вспомнить то, что было сказано в начале о таинстве бpaка. Слово «таинство» (μυστήριο) происходит от глагола «посвящать» (μυώ), что означает вводить во что-то, передавать какие-то истины.
Тот, кто посвящается, называется посвящённым.
Первоначальный смысл этого процесса находится в Божественной Литургии, которая уже сама по себе является таинством. Тот, кто крестится и помазывается миром, становится посвящённым, другими словами, он отныне может участвовать в святая святых Божественной Любви (а это и есть Божественная Евхаристия), отвечать на возгласы священника (сегодня это делают певчие, которые являются представителями всего народа, собравшегося в храме на службу), причащаться Тела и Крови Христа.
Теперь он составляет, наравне с другими верными, тело Церкви.
Вся жизнь христианина получает смысл, начиная с его вхождения в Церковь. Ничто не может совершаться вне Её благословения.
И так происходит не потому, что этого требует какой-то свод правил, и не по причине фанатичности. Просто Церковь — это образ жизни.
Она обнимает все аспекты жизни человека, поэтому и существует такое множество молитв и особых чинопоследований «на все случаи жизни»: рождение и cмepть, еда, образование и воспитание, лечение болезней, торговля, новоселье, сельское хозяйство, праздники и пр. И было бы очень странно, если бы психосоматическая связь мужчины и женщины выпадала из этого ряда благословений Церкви.
Таким образом, добрачное воздержание получает смысл добровольной аскезы, необходимой для того чтобы человек оставался внутри Церкви, в Её теле. Во время крещения и миропомазания верующий получает общее священство, священство мирян.
Участвуя в священном достоинстве Христа (Который Сам Себя принёс в жертву как Великий Архиерей), человек тоже приносит жертву — свою аскезу в любом её виде, а в данном конкретном случае — своё воздержание.
В случае отказа от этого воздержания, человек сам себя отделяет от церковного тела, поскольку перед этим отделил свою эpoтическую и ceкcуальную функцию от жизни во Христе. Другими словами, недопущение к Святому Причастию не означает наказания.
Это просто констатация уже свершившегося в человеке.
Впрочем, в действительности очень часто происходит так называемая икономия, то есть более мягкая и снисходительная реакция Церкви на грех верующего, в соответствии с выказываемой человеком степенью осознания своего проступка, а также борьбы со своей страстью. В любом случае, желательно, чтобы эта епитимия недопущения к Причастию не послужила поводом к оставлению церковной жизни, унынию и разочарованию, как это, к сожалению, зачастую происходит.
— Возможно, мы забываем о современных условиях жизни, которые столь сильно отличаются от традиционного общества? В настоящее время, когда ceкcуальность стала, буквально, товаром, а вступление в бpaк часто откладывается «на потом», ceкcуальное воздержание становится всё более сложным и тяжёлым делом…
— Вы правы. Пожалуй, сегодня воздержание действительно приравнивается к чуду.
Но, как любое чудо требует силы Божией и веры человека, так и воздержание достижимо, если человек очень сильно этого захочет и будет просить помощи у Бога. И не будем забывать, что, поскольку это воздержание оправдывается только экклизиологически, то и реализоваться оно может лишь в жизни Церкви.
Только сознательно верующий человек, который постоянно молится, исповедуется, причащается, размышляет о духовных вещах, способен сохранить в себе атмосферу доверия Богу и готовности к духовной борьбе. К тому же, вопрос ceкcуальности не исчерпывается добрачным воздержанием.
Требуется многолетняя внутренняя борьба, чтобы человек оказался в состоянии полностью предоставить эту свою функцию в распоряжение любви, единения, понимания, заботливости, нежности и глубокого общения со своей «второй половиной».
adminru делится отличными советами, чтобы никакие бытовые мелочи не портили вашего отличного настроения...
25 04 2024 7:37:38
ru подготовили подборку книг, которые затягивают с первых страниц так, что на сон и еду уже просто не захочется отвлекаться...
24 04 2024 22:56:20
Эти танки были очень медленными и использовались только для защиты пехоты...
23 04 2024 21:40:55
Она хаpaктеризуется механическим руминаторным эффектом, покрывая оболочку кишечника, делает мягче экскременты животного...
22 04 2024 11:44:40
Сильная половина человечества желает знать, какой будет северная пенсия для мужчин, необходимый стаж и другую информацию в таблице на 2019 год...
21 04 2024 14:35:56
Аристократы царской России открыли для себя все прелести курортной Франции ещё в XIX веке...
20 04 2024 9:40:41
А во-вторых, потому, что в суете предсвадебных хлопот бывает очень легко упустить какой-то очень важный момент...
19 04 2024 10:37:46
И вот наши души, чтобы как-то развеяться, подглядывают за людьми на земле...
18 04 2024 22:54:37
На сегодняшний день эта патология достаточно успешно лечится, поэтому не стоит отчаиваться...
17 04 2024 19:42:16
Уменьшительная форма имени: Олежка, Олегушка, Олеся, Лека...
16 04 2024 13:34:14
Основные отраслиТюменская область занимает первое место по объему произведенной промышленной продукции...
15 04 2024 16:37:25
И к этому процессу необходимо подойти со всей ответственностью...
14 04 2024 16:38:57
— Иждивенки! Приспособленки! Вот поэтому они, бабы, такие меркантильные — всю жизнь ищут, на чью бы шею усесться, да поудобнее»...
13 04 2024 21:11:14
ru уже ознакомился со списком и еще долго будет под впечатлением...
12 04 2024 6:56:23
Ко всему этому добавляется кутерьма с подарками, корпоративами, детскими елками...
11 04 2024 11:20:23
Этот цветок радует многообразием оттенков, неприхотливостью, обильным и долгим цветением...
10 04 2024 10:46:41
Для граждан России, которые решили провести свой отдых или осуществить поездку в Венгрию нужно оформить визу...
09 04 2024 13:20:10
Совместимость в любвиЯркая и буйная, огненная энергия Овна прекрасно дополняет холодную интеллектуальность представителя воздушной стихии Водолея...
08 04 2024 17:12:54
Данная Декларация была принята 29 ноября 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН, и именно в ней впервые были разработаны принципы защиты и поддержки жертв вышеуказанных событий...
07 04 2024 16:36:32
ru собрал ошибки, которые мешают нам быть счастливыми и подрывают веру в себя...
06 04 2024 18:18:33
Он включает в себя оттенки зелёного и гoлyбого, создавая более яркий и необычный вариант этих двух цветов...
04 04 2024 7:39:50
Какими районами образован столь близкий нам с точки зрения культуры и истории город?Содержание статьи:Верхний городЭто одна их стариннейших частей Минска...
03 04 2024 15:56:49
Причем большинство специальностей являются востребованными...
02 04 2024 10:52:10
01 04 2024 12:39:22
Однако, как уверяют врачи, пoлoвые контакты будущим мамам противопоказаны лишь в некоторых случаях...
31 03 2024 1:32:10
Не помешает для этого праздника сценарий дня влюбленных...
30 03 2024 10:25:38
Также точно избранные тени внесут в ваши глаза необыкновенную выразительность...
29 03 2024 23:40:17
У граждан и юридических лиц на руках может быть только свидетельство о получении налогового номера – бумажный документ с голограммой и печатью ФНС...
28 03 2024 3:21:39
Ещё сложнее приходится тем, у кого проявляется аллергическая реакция на разные виды такой продукции...
27 03 2024 5:44:22
26 03 2024 17:33:47
Гороскоп для Стрельца на март года настроен наладить связи со старшими родственниками...
25 03 2024 2:33:42
Уменьшительная форма имени: Хабибка, Хабибчик...
24 03 2024 13:54:14
Однако это вовсе не преуменьшает их фееричность...
23 03 2024 6:46:47
Когда мы смотрим на фотографии профессионалов, нам кажется, что это легко — просто выучил несколько правил построения кадра и пошел творить шедевры...
22 03 2024 12:45:40
Отчество имени Гедеон : Гедеонович, Гедеоновна...
21 03 2024 2:13:47
Материнский капитал: срок действияРешение о продлении программы было принято в 2015 году...
19 03 2024 1:38:37
18 03 2024 4:53:55
Слабая сила воли, отсутствие поддержки близкого человека, праздное время препровождение и многое другое, в определенных условиях становятся причинами алкоголизма...
17 03 2024 17:42:48
Вода, которая течёт из-под крана, является жёсткой водой, и она никак не может отображаться на коже лица с положительной стороны...
16 03 2024 11:34:23
— прирост сборов фиксируется по всем основным налогам...
15 03 2024 18:45:28
Скажи кто твой другЕщё один старинный способ получше узнать человека — скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты...
14 03 2024 7:13:32
ru анализирует, как август этого года выглядит в сравнении с тем же месяцем года предыдущего...
13 03 2024 6:29:53
Уменьшительная форма имени: Рамизка, Рамизик, Рамизушка...
12 03 2024 0:39:42
Мы постараемся раскусить вашу сущность и подскажем, как получать больше удовольствия от жизни...
11 03 2024 3:32:39
Старость, прежде всего, приближает тот самый пункт окончания мирской жизни, и это печалит...
10 03 2024 15:53:34
Здесь находится несколько уникальных парков...
09 03 2024 8:27:54
ru отыскал 10 иностранных «родственников» русских блюд...
08 03 2024 21:48:43
Ведь шоколадный ликер способен превратить в кулинарный шедевр самое незатейливое блюдо!Шоколадный ликер в Италии добавляют в мороженое, буквально «топя» в жидком шоколаде ванильные шарики (affogato), подают с сухим печеньем и соленым сливочным маслом, чтобы уютно погреться на диване под пледом, «исправляют» им крепкий кофе (caffè corretto)… Шоколадный ликер — это глоток настоящего удовольствия зимой!Итак, рецепт домашнего шоколадного ликера от Джорджии:80 г горького какао-порошка (70%)200 г сахарного песка150 г алкоголя (например, чистой водки, без ароматических добавок)Время подготовки: 25 минутНастаивать: 7 дней (как раз поспеет к Рождеству!)В глубокую кастрюлю вылейте два стакана воды и высыпьте какао-порошок...
07 03 2024 0:10:22
Еще:
законы -1 :: законы -2 :: законы -3 :: законы -4 :: законы -5 :: законы -6 :: законы -7 :: законы -8 :: законы -9 :: законы -10 :: законы -11 :: законы -12 :: законы -13 :: законы -14 :: законы -15 :: законы -16 :: законы -17 :: законы -18 :: законы -19 :: законы -20 :: законы -21 :: законы -22 :: законы -23 :: законы -24 :: законы -25 :: законы -26 :: законы -27 :: законы -28 :: законы -29 :: законы -30 :: законы -31 :: законы -32 :: законы -33 :: законы -34 :: законы -35 :: законы -36 :: законы -37 ::