Ранее развитие — к пpaктике
Раннее развитие: от теории к реальности
Ранее развитие ребёнка – краеугольный камень сегодняшней системы воспитания. Анализу благоприятных и не очень факторов раннего развития ребёнка мы писали в соответствующей статье, однако сегодня перед нами стоит другая задача.
Мы затронем несколько ключевых факторов, на основе которых должно строиться развитие ребёнка.
Обсудим мы развивающие игры для детей, их многообразие и самое главное – уместность и целесообразность. Сегодняшняя статья ориентирована на ознакомление родителей с фундаментальными принципами развития ребёнка, которые часто выпадают из фокуса внимания, но всё же остаются базовыми в успешном знакомстве ребёнка с миром.
Итак, давайте окунёмся в чудесный мир детства.
Содержание статьи:
Ранее и дошкольное детство – поистине невероятный период в эволюции навыков и умений малыша: совсем недавно беспомощный младенец быстро начинает осваивать окружающий его мир и понимать себя как отдельную особь (извиняемся за излишнее биологизаторство). Но часто родители хотят поскорее увидеть своего ребёнка «первым среди равных»: встаёт закономерный вопрос о том, как развивать ребёнка и при этом не навредить ему в будущем.
Последняя часть вопроса, к сожалению, не редко выпадает из внимания.
Чтобы лучше понимать, о чём идёт речь в статье, давайте определимся с основными понятиями, которыми мы будем пользоваться:
- раннее развитие – такое развитие ребёнка, которое несколько превышает «стандарты» развитие в конкретном возрасте
- форсированное развитие – целенаправленное «ускоренное» развитие ребёнка, которое приводит к раннему развитию (имея при этом и крайне неприятные и далеко идущие последствия)
- физиологический субстрат (биологический) – так или иная часть тела (чаще всего речь идёт о зонах головного мозга), которая позволяет ребёнку осваивать новые навыки и функции
- знаковые системы – все виды систем, которые опосредуют общение человека (алфавит, математические знаки и тому подобное).
Итак, определившись с ключевыми понятиями, давайте посмотрим, как развивать ребёнка «наперёд», при этом не принося ему вреда.
Развитие механических навыков
В большинстве своём речь идёт об обучении ребёнка таким вещам как счёт и цифры, а также обучение алфавиту. Конечно же выучивание алфавита и цифровых знаков – важнейшая вещь в становлении дальнейшего общения, однако есть ли смысл пытаться научить ребёнка использовать знаковые системы в 3-3.5 года?
В принципе, пpaктика показывает, что это не только нецелесообразно, но и зачастую бессмысленно.
Конечно, можно научить ребёнка считать до 10 и вызубрить алфавит, однако задайтесь вопросом: какой будет от этого прок через 8-10 лет? Очевидно, что вообще никакого.
Более того, зачастую обучение ребёнка таким навыкам как счёт и распознавание алфавита происходит исключительно на уровне прямого заучивания. Чем это чревато?
Приведу пример из личной пpaктики, показывающий бессмысленность такого заучивания.
Обследуя дeвoчку 4.3 года, я столкнулся с неподдельным восхищением её матери относительно того, как быстро её дочка выучила цифры и буквы. Действительно, обследование показало сильно развитые способности к запоминанию наглядного и слухового материала. Однако, оставался вопрос – понимала ли дeвoчка, что именно она воспроизводит?
Небольшой экспресс-эксперимент показал, что всё, что Аня (имя изменено) воспроизводит – это исключительно механический процесс, она не понимала смысла цифр и букв. Более того, обнаружилось и неумение контролировать своё внимание (ввиду «заученности»).
Благо, беседа с родителями имела благотворное влияние и уже через 1.5 года дeвoчка (было повторное обследование) с успехом пользовалась своим талантом к запоминанию.
Казалось бы – родители научили ребёнка весьма полезным навыкам, однако реальной пользы от них почти не оказалось, да и возникли проблемы со вниманием. И такие трудности, к сожалению, не редкость в современной пpaктике.
Обнаруживается такая «деформация» развития обычно в первых классах школы. Такие дети, попадая в новые условия, первоначально испытывают некоторое облегчение от смены привычной обстановки (хотя иногда это их очень пугает), но быстро обнаруживаются проблемы, по словам учителей, с послушанием.
Некоторое время институт школы и семьи может пытаться поставить ребёнка «на место» через различные штрафные санкции, но очевидно, что такой подход не даёт результатов.
И зачастую уже попадая к школьному психологу, обнажается истинная проблема – зияющий провал в предыдущей стадии развития, когда детская игра была подменена абсолютно неуместной учебной деятельностью. В новой ситуации ребёнок пытается компенсировать то, чего он не смог получить в отведённое для этого время и отсюда появляются «неусидчивость и непослушание».
И в тоже время становится понятно, что не сам ребёнок принципиально нарушает распорядок дня и требования класса, а сама психофизиология развития пытается максимально быстро наверстать упущенное.
Именно поэтому развивать ребёнка стоит соотносительно его возрасту. О биологической правдивости такой позиции поговорим в следующем абзаце.
Как развивать то, чего нет?
Весьма парадоксальное название вынесено в этот заголовок. Логичный ответ – никак. Чтобы построить дом, необходимо заложить фундамент, а лишь потом приступать к сооружению самого строения.
Тоже самое и с различными детскими навыками, которые нередко форсируются родителями. Безусловно, можно использовать развивающие игры для детей, что представляется оправданным, однако это может напоминать строительство дома без фундамента.
Приведём весьма яркий пример из пpaктики моей коллеги. Изучая развитость высших психических функций у ребёнка, психолог обратил внимание на неумение распределять и концентрировать внимание (именно оно, кстати, чаще всего и страдает первым).
Собственно, именно поэтому родители и обратились к психологу: они пытались понять, как развивать ребёнка в русле формирования высокой внимательности, однако все их усилия оказывали прямо противоположны эффект.
Что бы могло послужить такой регрессии? Давайте объясним.
Внимание – одна из ключевых функций любого здорового человека. Но даже полностью здоровый взрослый может без сбоев удерживать внимание на объекте около 15 минут. Что же говорить о ребёнке?
Родители пытались использовать различные развивающие игры для детей, чтобы построить стены без фундамента. Четырехлетний ребёнок просто не в силах активно управлять вниманием в силу того, что у него для этого нет физиологического субстрата! Мозг ребёнка попросту не готов к тому, чтобы взять внимание под произвольный контроль.
И не усердные занятия, не развивающие игры для детей не способны дать никакого результата пока не созреют корковые структуры.
В конце концов развитие коры мозга заканчивается только в…22-23 года!
О плодотворном развитии
Строго говоря, ранее развитие не всегда непродуктивно, но чрезмерно форсировать его – попросту опасно. Чтобы понимать, что именно можно развивать у ребёнка в конкретный возраст, необходимо понимать тонкости и закономерности обычного развития, уметь выделять ведущую деятельность в том или ином возрасте.
В возрасте 3-6 лет основа ведущей деятельности, на которой можно строить развитие – это игра. В этот период меняются лишь её формы: от индивидуальной к социальной и так далее. В возрасте до 6 лет нет смысла говорить ребёнку, что он «должен контролировать внимание (память, речь, эмоции)».
Пока что ребёнок не очень-то умеет это делать – все основные функции остаются непроизвольными, то есть ребёнок, например, запоминает случайно, а не целенаправленно. Однако можно развивать именно такие «случайные» навыки, ведь на их основе будут строится уже осознанные тактики мыслительной деятельности и поведение.
Вместо того, чтобы заставлять ребёнка повторять числовой ряд (функция припоминания), спросите его, какие у него есть машинки. Так или иначе ему придётся вспоминать, однако в первом случае материал для него не имеет никакого смысла, а во втором – эмоционально окрашен и интересен. Такое непроизвольное воспоминание о значимых вещах/событиях помогает развивать будущую функцию запоминания.
Актуально это для детей 3-4 лет. Уже далее можно использовать развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
Тоже самое можно проделывать и с вниманием, и с эмоциональной регуляцией, и другими функциями. Внимание можно развивать через поиск тех же «машинок» в комнате – ребёнку это и интересно, и полезно.
Большинство детей, как показывает опыт работы, действительно с радостью будут играться в такие «игры».
О разнообразии игр и их целях
Сегодня невероятный бум мы видим на развивающие игры для детей: полки специализированных магазинов завалены разнообразными товарами, от ковриков для совсем малышей, до специальных мини-игр и устройств для «всестороннего» развития. Как развивать ребёнка, используя такие игры?
Есть ли в них смысл? Ответим на эти вопросы.
Для начала развенчаем миф о том, что все игрушки и игры уникальны и неповторимы. На самом деле это просто маркетинговый ход. Все игры ориентированы на развитие следующих навыков:
- памяти
- внимания
- ориентации в прострaнcтве
- мышления (сопоставление фигур, увязывание понятий и т.п.)
- мелкой моторики и двигательных навыков.
Как правило, все развивающие игры для детей – это лишь вариации различных вариантов реализации определённого набора действий. Плюс разнообразия в том, что можно выбрать то, что понравится ребёнку.
А как понять, что именно развивает та или иная игра?
- Постой способ – поинтересоваться у психолога в детском саду или учебном заведении. Как правило, психологи развития весьма критично относятся к играм и чётко понимают их плюсы и минусы.
- Во-вторых, почитав инструкции по использованию, подумайте, какие навыки будет использовать ребёнок в ходе игры. Иногда это помогает выбрать необходимую игру и избежать ненужных трат.
Более того, не стоит забывать об игрушках, которые вы видели в детских садах раньше. Большинство из них перекочевало в учебные заведения из психологических лабораторий и экспериментальных центров и их надёжность проверена временем.
Например, обычная «пирамидка» из кружков разного диаметра помогает устанавливать ребёнку прострaнcтвенные отношения, а также служит подспудным диагностическим средством в работе психолога.
Не стоит заваливать комнату ребёнка десятками разных игр – надо выбирать интересные ему и ориентированные на развитие разных навыков. В пpaктике я не раз сталкивался с детьми, чьи родители покупали самые разные игрушки и игры, думая, что всесторонне развивают малыша, а по факту оказывалось, что большая часть игр ориентирована на какие-то одни и те же функции.
Есть в этом и прагматический аспект – экономия средств.
Казалось бы, всё вышеописанное говорит о том, что успешное развитие требует специальных навыков. В коей-то мере это так и есть, однако о том, чтобы понять, как развивать ребёнка, совсем не обязательно быть специалистом по развитию. Достаточно знать следующие ключевые параметры:
- как созревает мозг
- ведущая деятельность возраста
- классические нормативы развития.
Благо, сегодня есть много научной и популярной литературы по этим вопросам. Зная то, что у ребёнка уже есть, всегда можно понять, как это улучшить. Также не стоит пренебрегать рекомендациями специалистов из учебных заведений.
Зачастую простым и регулярным наблюдением за игровой деятельностью детей психолог может подметить «проблемные» места ребёнка. На их основе вполне себе могут быть выработаны конкретные рекомендации по направлению развития ребёнка или приостановки чрезмерных нагрузок на ребёнка.
Важно понимать, что перегрузка ребёнка в возрасте до 8-9 лет (да и далее тоже) может приводить к тому, что у малыша начнут развиваться нежелательные реакции на любые учебные действия. Это могут быть и эмоциональные проявления, и неврозы, и астенические явления.
Родители должны чётко понимать, как развивать ребёнка на основе его реальных навыков, а не по своему усмотрению. Чрезмерная форсированность и учебная загруженность ребёнка приводит к тому, что в какой-то момент ребёнок просто не может продолжать учебную деятельность дальше.
Более того, зачастую такая ориентация родителей на раннее развитие приводит к тому, что у детей буквально выпадает стадия развития – игра замещается учёбой, что приводит к серьёзным проблемам в дальнейшем.
Например, в подростковом возрасте вполне вероятна так называемая регрессия на ранние ступени развития, в частности на те, которые были пропущены. Учебная деятельность подростка нарушается, появляется тенденция к разному роду играм и неуёмному веселью.
Академическая успеваемость, разумеется, стремительно падает. Начинают ухудшаться отношения в семье, возникают межпоколенные конфликты, растёт негативизм.
Вполне вероятно развитие острой депрессии, попыток самоубийств и других делинквентных действий.
Вполне очевидно, что насильное развитие ребёнка не по годам имеет далеко идущие и негативные последствия. Задумайтесь: стоит ли выученный алфавит и навыки счёта в раннем детстве, всего негативного влияния в будущем?
Навряд ли.
Заключение
Мы надеемся, что наша критическая статья помогла читателям стряхнуть «рекламную» шелуху с методов форсирования развития. Однако вопрос о том, как развивать ребёнка максимально продуктивно, безопасно и интересно – до сих пор остаётся (да и будет таким всегда) спopным.
Молодым родителям мы рекомендуем обратиться к научно-популярной литературе и классикам психологии развития, дабы лучше понять, кто он такой – маленький человек. Знание, подкреплённое опытом, способно уберечь вашу семью от будущих потрясений.
И, конечно же, побольше взаимодействуйте с ребёнком, ведь включение нового человека в социум происходит через общение со взрослым. Совместная деятельность, сказки, научное знание и игра – вот путь к развитию в ребёнке интеллектуальных и познавательных навыков.
adminru сделала свой выбор и спешит рассказать о красавицах-спортсменках игр в Корее...
07 12 2024 18:11:22
Основные задачи месяца знака ДеваВ течение большей части месяца Солнце будет находиться в вашем 9 доме — области дальнего окружения и путешествий...
06 12 2024 14:40:49
Содержание статьи:Изучаем упаковку— Срок годности...
05 12 2024 2:40:56
Экономическая ситуация в странеЭкономика веками сосредоточена на привлечении иностранных инвестиций в банковскую систему...
04 12 2024 4:48:23
Для чего назначают Преднизолон?Содержание статьи:В инструкции к Преднизолону указано, препарат снижает повышенную проницаемость сосудистой стенки, благодаря чему уменьшается отечность и миграция иммунных клеток в воспалительную зону...
03 12 2024 9:24:38
Поскольку мышцы очень быстро привыкают к однотипным нагрузкам, возникает необходимость постоянно менять упражнения...
02 12 2024 9:22:23
У большинства россиян при упоминании Турции возникает ассоциация с солнечными курортами...
30 11 2024 8:38:28
Остерегайтесь плодов, которые ничем не пахнут...
29 11 2024 7:43:29
Жара невыносимая! А караваны один за другим проходят все мимо и мимо...
27 11 2024 4:54:57
Полный рабочий деньУбедитесь, что ваш малый бизнес может поддержать вас, прежде чем посвятить себя бизнесу на полный рабочий день...
26 11 2024 22:37:56
После операции на ухе доктор снимает мне бинты...
25 11 2024 19:48:28
Для того, чтобы они имели различного рода гарантии, в Конституции и различных законодательных документах четко прописаны все права, обязанности и гарантии государства перед инвалидами...
24 11 2024 9:15:15
Всеми двигал интерес и желание дать окончательный ответ на вопрос о том, возможно ли клонировать тех, кто жил на Земле за 60 млн лет до появления человека...
23 11 2024 0:49:27
Однако именно те санкции стали ключевым фактором, который обвалил рубль весной...
22 11 2024 9:11:57
Основные задачи месяца знака ВодолейСолнце в течение этого месяца будет находиться в 7 доме вашего личного гороскопа — области бpaка и друзей...
21 11 2024 8:18:52
Учиться запоминать стихотворения нужно еще до школьного возраста, чтобы во время учебы малыш не испытывал трудностей в заучивании стихов...
20 11 2024 17:53:22
Данная Декларация была принята 29 ноября 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН, и именно в ней впервые были разработаны принципы защиты и поддержки жертв вышеуказанных событий...
19 11 2024 6:35:51
ru пробежались по публикациям в сообществе «Пикабу», пабликах «Подслушано» и «Палата № 6» и обнаружили несколько занимательных историй о странных жизненных поворотах, в которые сложно поверить...
18 11 2024 23:47:33
ru анализирует, как август этого года выглядит в сравнении с тем же месяцем года предыдущего...
16 11 2024 11:55:47
В первый же день количество посетителей перевалило за 2 тыс...
15 11 2024 18:31:43
Астрологи не советуют бросаться в новые отношения, как в омут с головой...
14 11 2024 15:58:39
И как выяснить, что есть правда? Чего ждать? Сколько по времени идут роды в нормальном режиме?Сколько длятся роды у первородящихЕсли бы, как у животных, можно было точно сказать, сколько длятся роды у человека...
13 11 2024 22:22:16
12 11 2024 11:16:21
Но для начала следует познакомиться с основами законодательства в отношении трудовой миграции...
11 11 2024 22:24:16
В ней героиня говорила, что очень любит свое такое стройное и гибкое тело и просто ненавидит те слои жира, что скрывают от всех его...
10 11 2024 8:48:54
Новые требования соблюдаются, супруга потерявшая кормильца получает право на получение его пенсию...
08 11 2024 10:40:32
ru составил собственный топ компонентов, на которые стоит обратить внимание при выборе косметики...
07 11 2024 20:54:24
Поэтому аскариды у детей – явление нередкое...
06 11 2024 18:20:32
В предыдущих сериях психологической Санта-Барбары мы с вами выясняли, какую роль играют защиты в структуре человеческой психике, как и когда они туда встраиваются, а также рассмотрели полностью первичные или примитивные защиты (примитивную изоляцию, отрицание, всемогущественный контроль, идеализацию и обесценивание, проекцию, расщепление Эго и диссоциацию), а также две трети вторичных или высших защит (репрессию, регрессию, изоляцию, интеллектуализацию, рационализацию, морализацию и компартментализацию, аннулирование, поворот против себя и смещение)...
05 11 2024 11:22:48
Корней Чуковский писал: «Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту......
04 11 2024 1:43:17
Что означает имя Лариса: Лара не всегда уживается в коллективе, она не любит болтунов и лентяев...
03 11 2024 16:30:10
Поэтому остается два выхода: донашивать одежду уже родившей родственницы или подружки (что не всегда хочется) или сшить платье для беременных своими руками...
02 11 2024 5:58:41
Даже известнейшие аналитики и эксперты не знают, чего ожидать в виду последних новостей...
01 11 2024 21:58:42
Критически важен этот статистический показатель и для некоторых пенсионеров, получающих минимальную пенсию...
31 10 2024 18:12:50
Специалисты должны изучать рынки, анализировать конкурентов, а также прогнозировать запросы предполагаемых покупателей...
29 10 2024 8:11:58
Обращаться за выдачей зеленой книжки нужно в Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД РФ)...
28 10 2024 12:52:29
Содержание статьи:Стадии развития геморрояНа первой стадии геморрой является внутренним, располагается узел внутри прямой кишки, обнаружить без врачебного осмотра его невозможно...
27 10 2024 7:41:57
Но, следует сразу предупредить: для того чтобы произвести медикаментозный aбopт, препараты подбирает только врач, и самостоятельно приобретать в аптеке и пить таблетки нельзя!Чем препараты для прерывания беременности лучше хирургииВ отличие от оперативного вмешательства, препараты для прерывания беременности менее опасны, как для здоровья, так и для жизни...
26 10 2024 7:18:11
Как мысленно отрешиться от этого этапа, продолжать жить и чувствовать себя взрослой и ответственной?С этого вопроса начался наш разговор со священником Петром Коломейцевым, деканом факультета психологии Российского православного университета, клириком храма святых Космы и Дамиана в Шубине (г...
25 10 2024 15:32:39
начинают ждать, как это было в той рекламе пива (Heineken — And Now We Wait ...
24 10 2024 7:18:31
Поверь, свой шанс он не упустит! От тебя требуется совсем немного – просто начать, создать опopную точку контакта...
23 10 2024 2:56:44
Кроме того, согласно греческим мифам, именно Галией звали жену Посейдона и дочь Богини Моря Талассы...
22 10 2024 1:18:42
ru предлагает выбрать 1 из 10 рун, которая расскажет вам кое-что интересное...
21 10 2024 14:38:58
Впрочем, это и относится к сильному полу тоже в более давние времена мужчины женщин выбирали по зубам, как хороших лошадей...
20 10 2024 21:23:33
Можно ли с ним бороться? Как приучить детей к порядку? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова, мама одиннадцати детей...
19 10 2024 17:18:46
Еще:
законы -1 :: законы -2 :: законы -3 :: законы -4 :: законы -5 :: законы -6 :: законы -7 :: законы -8 :: законы -9 :: законы -10 :: законы -11 :: законы -12 :: законы -13 :: законы -14 :: законы -15 :: законы -16 :: законы -17 :: законы -18 :: законы -19 :: законы -20 :: законы -21 :: законы -22 :: законы -23 :: законы -24 :: законы -25 :: законы -26 :: законы -27 :: законы -28 :: законы -29 :: законы -30 :: законы -31 :: законы -32 :: законы -33 :: законы -34 :: законы -35 :: законы -36 :: законы -37 ::