Ранее развитие — к пpaктике
Раннее развитие: от теории к реальности
Ранее развитие ребёнка – краеугольный камень сегодняшней системы воспитания. Анализу благоприятных и не очень факторов раннего развития ребёнка мы писали в соответствующей статье, однако сегодня перед нами стоит другая задача.
Мы затронем несколько ключевых факторов, на основе которых должно строиться развитие ребёнка.
Обсудим мы развивающие игры для детей, их многообразие и самое главное – уместность и целесообразность. Сегодняшняя статья ориентирована на ознакомление родителей с фундаментальными принципами развития ребёнка, которые часто выпадают из фокуса внимания, но всё же остаются базовыми в успешном знакомстве ребёнка с миром.
Итак, давайте окунёмся в чудесный мир детства.
Содержание статьи:
Ранее и дошкольное детство – поистине невероятный период в эволюции навыков и умений малыша: совсем недавно беспомощный младенец быстро начинает осваивать окружающий его мир и понимать себя как отдельную особь (извиняемся за излишнее биологизаторство). Но часто родители хотят поскорее увидеть своего ребёнка «первым среди равных»: встаёт закономерный вопрос о том, как развивать ребёнка и при этом не навредить ему в будущем.
Последняя часть вопроса, к сожалению, не редко выпадает из внимания.
Чтобы лучше понимать, о чём идёт речь в статье, давайте определимся с основными понятиями, которыми мы будем пользоваться:
- раннее развитие – такое развитие ребёнка, которое несколько превышает «стандарты» развитие в конкретном возрасте
- форсированное развитие – целенаправленное «ускоренное» развитие ребёнка, которое приводит к раннему развитию (имея при этом и крайне неприятные и далеко идущие последствия)
- физиологический субстрат (биологический) – так или иная часть тела (чаще всего речь идёт о зонах головного мозга), которая позволяет ребёнку осваивать новые навыки и функции
- знаковые системы – все виды систем, которые опосредуют общение человека (алфавит, математические знаки и тому подобное).
Итак, определившись с ключевыми понятиями, давайте посмотрим, как развивать ребёнка «наперёд», при этом не принося ему вреда.
Развитие механических навыков
В большинстве своём речь идёт об обучении ребёнка таким вещам как счёт и цифры, а также обучение алфавиту. Конечно же выучивание алфавита и цифровых знаков – важнейшая вещь в становлении дальнейшего общения, однако есть ли смысл пытаться научить ребёнка использовать знаковые системы в 3-3.5 года?
В принципе, пpaктика показывает, что это не только нецелесообразно, но и зачастую бессмысленно.
Конечно, можно научить ребёнка считать до 10 и вызубрить алфавит, однако задайтесь вопросом: какой будет от этого прок через 8-10 лет? Очевидно, что вообще никакого.
Более того, зачастую обучение ребёнка таким навыкам как счёт и распознавание алфавита происходит исключительно на уровне прямого заучивания. Чем это чревато?
Приведу пример из личной пpaктики, показывающий бессмысленность такого заучивания.
Обследуя дeвoчку 4.3 года, я столкнулся с неподдельным восхищением её матери относительно того, как быстро её дочка выучила цифры и буквы. Действительно, обследование показало сильно развитые способности к запоминанию наглядного и слухового материала. Однако, оставался вопрос – понимала ли дeвoчка, что именно она воспроизводит?
Небольшой экспресс-эксперимент показал, что всё, что Аня (имя изменено) воспроизводит – это исключительно механический процесс, она не понимала смысла цифр и букв. Более того, обнаружилось и неумение контролировать своё внимание (ввиду «заученности»).
Благо, беседа с родителями имела благотворное влияние и уже через 1.5 года дeвoчка (было повторное обследование) с успехом пользовалась своим талантом к запоминанию.
Казалось бы – родители научили ребёнка весьма полезным навыкам, однако реальной пользы от них почти не оказалось, да и возникли проблемы со вниманием. И такие трудности, к сожалению, не редкость в современной пpaктике.
Обнаруживается такая «деформация» развития обычно в первых классах школы. Такие дети, попадая в новые условия, первоначально испытывают некоторое облегчение от смены привычной обстановки (хотя иногда это их очень пугает), но быстро обнаруживаются проблемы, по словам учителей, с послушанием.
Некоторое время институт школы и семьи может пытаться поставить ребёнка «на место» через различные штрафные санкции, но очевидно, что такой подход не даёт результатов.
И зачастую уже попадая к школьному психологу, обнажается истинная проблема – зияющий провал в предыдущей стадии развития, когда детская игра была подменена абсолютно неуместной учебной деятельностью. В новой ситуации ребёнок пытается компенсировать то, чего он не смог получить в отведённое для этого время и отсюда появляются «неусидчивость и непослушание».
И в тоже время становится понятно, что не сам ребёнок принципиально нарушает распорядок дня и требования класса, а сама психофизиология развития пытается максимально быстро наверстать упущенное.
Именно поэтому развивать ребёнка стоит соотносительно его возрасту. О биологической правдивости такой позиции поговорим в следующем абзаце.
Как развивать то, чего нет?
Весьма парадоксальное название вынесено в этот заголовок. Логичный ответ – никак. Чтобы построить дом, необходимо заложить фундамент, а лишь потом приступать к сооружению самого строения.
Тоже самое и с различными детскими навыками, которые нередко форсируются родителями. Безусловно, можно использовать развивающие игры для детей, что представляется оправданным, однако это может напоминать строительство дома без фундамента.
Приведём весьма яркий пример из пpaктики моей коллеги. Изучая развитость высших психических функций у ребёнка, психолог обратил внимание на неумение распределять и концентрировать внимание (именно оно, кстати, чаще всего и страдает первым).
Собственно, именно поэтому родители и обратились к психологу: они пытались понять, как развивать ребёнка в русле формирования высокой внимательности, однако все их усилия оказывали прямо противоположны эффект.
Что бы могло послужить такой регрессии? Давайте объясним.
Внимание – одна из ключевых функций любого здорового человека. Но даже полностью здоровый взрослый может без сбоев удерживать внимание на объекте около 15 минут. Что же говорить о ребёнке?
Родители пытались использовать различные развивающие игры для детей, чтобы построить стены без фундамента. Четырехлетний ребёнок просто не в силах активно управлять вниманием в силу того, что у него для этого нет физиологического субстрата! Мозг ребёнка попросту не готов к тому, чтобы взять внимание под произвольный контроль.
И не усердные занятия, не развивающие игры для детей не способны дать никакого результата пока не созреют корковые структуры.
В конце концов развитие коры мозга заканчивается только в…22-23 года!
О плодотворном развитии
Строго говоря, ранее развитие не всегда непродуктивно, но чрезмерно форсировать его – попросту опасно. Чтобы понимать, что именно можно развивать у ребёнка в конкретный возраст, необходимо понимать тонкости и закономерности обычного развития, уметь выделять ведущую деятельность в том или ином возрасте.
В возрасте 3-6 лет основа ведущей деятельности, на которой можно строить развитие – это игра. В этот период меняются лишь её формы: от индивидуальной к социальной и так далее. В возрасте до 6 лет нет смысла говорить ребёнку, что он «должен контролировать внимание (память, речь, эмоции)».
Пока что ребёнок не очень-то умеет это делать – все основные функции остаются непроизвольными, то есть ребёнок, например, запоминает случайно, а не целенаправленно. Однако можно развивать именно такие «случайные» навыки, ведь на их основе будут строится уже осознанные тактики мыслительной деятельности и поведение.
Вместо того, чтобы заставлять ребёнка повторять числовой ряд (функция припоминания), спросите его, какие у него есть машинки. Так или иначе ему придётся вспоминать, однако в первом случае материал для него не имеет никакого смысла, а во втором – эмоционально окрашен и интересен. Такое непроизвольное воспоминание о значимых вещах/событиях помогает развивать будущую функцию запоминания.
Актуально это для детей 3-4 лет. Уже далее можно использовать развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
Тоже самое можно проделывать и с вниманием, и с эмоциональной регуляцией, и другими функциями. Внимание можно развивать через поиск тех же «машинок» в комнате – ребёнку это и интересно, и полезно.
Большинство детей, как показывает опыт работы, действительно с радостью будут играться в такие «игры».
О разнообразии игр и их целях
Сегодня невероятный бум мы видим на развивающие игры для детей: полки специализированных магазинов завалены разнообразными товарами, от ковриков для совсем малышей, до специальных мини-игр и устройств для «всестороннего» развития. Как развивать ребёнка, используя такие игры?
Есть ли в них смысл? Ответим на эти вопросы.
Для начала развенчаем миф о том, что все игрушки и игры уникальны и неповторимы. На самом деле это просто маркетинговый ход. Все игры ориентированы на развитие следующих навыков:
- памяти
- внимания
- ориентации в прострaнcтве
- мышления (сопоставление фигур, увязывание понятий и т.п.)
- мелкой моторики и двигательных навыков.
Как правило, все развивающие игры для детей – это лишь вариации различных вариантов реализации определённого набора действий. Плюс разнообразия в том, что можно выбрать то, что понравится ребёнку.
А как понять, что именно развивает та или иная игра?
- Постой способ – поинтересоваться у психолога в детском саду или учебном заведении. Как правило, психологи развития весьма критично относятся к играм и чётко понимают их плюсы и минусы.
- Во-вторых, почитав инструкции по использованию, подумайте, какие навыки будет использовать ребёнок в ходе игры. Иногда это помогает выбрать необходимую игру и избежать ненужных трат.
Более того, не стоит забывать об игрушках, которые вы видели в детских садах раньше. Большинство из них перекочевало в учебные заведения из психологических лабораторий и экспериментальных центров и их надёжность проверена временем.
Например, обычная «пирамидка» из кружков разного диаметра помогает устанавливать ребёнку прострaнcтвенные отношения, а также служит подспудным диагностическим средством в работе психолога.
Не стоит заваливать комнату ребёнка десятками разных игр – надо выбирать интересные ему и ориентированные на развитие разных навыков. В пpaктике я не раз сталкивался с детьми, чьи родители покупали самые разные игрушки и игры, думая, что всесторонне развивают малыша, а по факту оказывалось, что большая часть игр ориентирована на какие-то одни и те же функции.
Есть в этом и прагматический аспект – экономия средств.
Казалось бы, всё вышеописанное говорит о том, что успешное развитие требует специальных навыков. В коей-то мере это так и есть, однако о том, чтобы понять, как развивать ребёнка, совсем не обязательно быть специалистом по развитию. Достаточно знать следующие ключевые параметры:
- как созревает мозг
- ведущая деятельность возраста
- классические нормативы развития.
Благо, сегодня есть много научной и популярной литературы по этим вопросам. Зная то, что у ребёнка уже есть, всегда можно понять, как это улучшить. Также не стоит пренебрегать рекомендациями специалистов из учебных заведений.
Зачастую простым и регулярным наблюдением за игровой деятельностью детей психолог может подметить «проблемные» места ребёнка. На их основе вполне себе могут быть выработаны конкретные рекомендации по направлению развития ребёнка или приостановки чрезмерных нагрузок на ребёнка.
Важно понимать, что перегрузка ребёнка в возрасте до 8-9 лет (да и далее тоже) может приводить к тому, что у малыша начнут развиваться нежелательные реакции на любые учебные действия. Это могут быть и эмоциональные проявления, и неврозы, и астенические явления.
Родители должны чётко понимать, как развивать ребёнка на основе его реальных навыков, а не по своему усмотрению. Чрезмерная форсированность и учебная загруженность ребёнка приводит к тому, что в какой-то момент ребёнок просто не может продолжать учебную деятельность дальше.
Более того, зачастую такая ориентация родителей на раннее развитие приводит к тому, что у детей буквально выпадает стадия развития – игра замещается учёбой, что приводит к серьёзным проблемам в дальнейшем.
Например, в подростковом возрасте вполне вероятна так называемая регрессия на ранние ступени развития, в частности на те, которые были пропущены. Учебная деятельность подростка нарушается, появляется тенденция к разному роду играм и неуёмному веселью.
Академическая успеваемость, разумеется, стремительно падает. Начинают ухудшаться отношения в семье, возникают межпоколенные конфликты, растёт негативизм.
Вполне вероятно развитие острой депрессии, попыток самоубийств и других делинквентных действий.
Вполне очевидно, что насильное развитие ребёнка не по годам имеет далеко идущие и негативные последствия. Задумайтесь: стоит ли выученный алфавит и навыки счёта в раннем детстве, всего негативного влияния в будущем?
Навряд ли.
Заключение
Мы надеемся, что наша критическая статья помогла читателям стряхнуть «рекламную» шелуху с методов форсирования развития. Однако вопрос о том, как развивать ребёнка максимально продуктивно, безопасно и интересно – до сих пор остаётся (да и будет таким всегда) спopным.
Молодым родителям мы рекомендуем обратиться к научно-популярной литературе и классикам психологии развития, дабы лучше понять, кто он такой – маленький человек. Знание, подкреплённое опытом, способно уберечь вашу семью от будущих потрясений.
И, конечно же, побольше взаимодействуйте с ребёнком, ведь включение нового человека в социум происходит через общение со взрослым. Совместная деятельность, сказки, научное знание и игра – вот путь к развитию в ребёнке интеллектуальных и познавательных навыков.
adminПод пилингом понимается отшелушивание ороговевших клеток верхнего слоя кожи...
18 03 2024 15:41:54
Довольно часто, чтобы передать имущество, родственники заключают договор купли-продажи...
17 03 2024 21:43:30
Блюда из яицЭто источник полноценного белка, содержащий незаменимые аминокислоты...
16 03 2024 19:55:50
Еще более массовой делает ее интернет, где можно быстро описать свои недомогания и получить список заболеваний, которые их вызывают...
15 03 2024 21:46:31
Местные жители говорили на собственном языке, но не имели письменности...
13 03 2024 8:58:27
Да, действительно, рынки испытывают некоторые трудности, касающиеся обеспечения молодых людей перспективами и достойной работой...
12 03 2024 9:56:37
Особенно заметна такая тенденция среди знаменитостей...
11 03 2024 2:20:53
Если вы никогда не слышали от мамы, что вы нужны, любимы и с вами все в порядке, а эти слова вам по-прежнему необходимы, подпишитесь на канал « Мама в Т......
10 03 2024 11:57:59
Какой сценарий повышения пенсионного возраста с 2020 года выбрало правительство, когда обществу будет представлен окончательный вариант проекта реформирования пенсионной системы...
08 03 2024 11:35:31
Что означает имя Ксения: Имя произошло от забавных стихов, которыми греки встречали своих гостей...
07 03 2024 15:43:11
Как получить золотую медаль в школе в 2020 году — новые правила, которые вступили в силу с этого года...
06 03 2024 20:33:24
Для этого супруги, желающие получить нужный статус, обязаны составить заявление, прийти с ним в собес, прикрепив все нужные справки...
05 03 2024 17:27:55
С другой стороны, люди, чей день рождения 20 февраля приложат все усилия к тому, чтобы окружающие никогда не забывали их...
04 03 2024 2:38:26
Выполняя предложенные упражнения на анализ внутреннего диалога, вы должны были осознать, что у него есть одна особенность...
03 03 2024 22:49:57
Для того чтобы комфортно чувствовать себя в отношениях, стоит помнить, что некоторые вещи все же лучше держать при себеAdMe...
02 03 2024 16:40:53
Мною было уже писано нечто о том, как я из балерины перевоплотилась в… не знаю, как это назвать, но не беда, повторю, дабы ежели кто в неведении пребывает, нить повести моей не потерял...
01 03 2024 19:13:19
Именно на Крымском полуострове принял крещение князь Владимир в 988 году в Херсонесе, ныне Севастополь...
29 02 2024 22:28:44
Сама императрица Екатерина Великая любила баловать свою кожу, и каждое утро протирала лицо кубиками льда, которые ей приносили слуги на серебряном подносе (основой для них служили отвары из листьев мяты и цветков ромашки)...
28 02 2024 18:22:30
Если псориаз появился в жизни человека, то каждый должен быть готовым к тому, что вылечить его бесследно невозможно...
26 02 2024 13:33:23
ru предлагает взглянуть на наш эксперимент — возможно, что-то из вынесенного нами опыта пригодится и вам самим...
25 02 2024 17:33:29
Рассмотрим 5 самых распространенных ошибок таких мастеров...
24 02 2024 7:42:25
Вчера мой пятилетний сын, страдающий аутизмом, в первый раз встретился со своей собакой Торнадо, которую специально тренировали для помощи детям-аутистам...
23 02 2024 19:49:35
Теперь фермы можно и нужно приспосабливать для игры на биржах...
22 02 2024 17:57:30
ru видели многое, но Копенхилл поразил нас так же, как поразил весь мир...
21 02 2024 7:24:40
Быть мамой — тяжкий труд, и это нормально...
20 02 2024 0:47:54
Будущие мамочки, которые были худышками, выглядят гораздо здоровее, просто расцветают...
19 02 2024 16:19:43
Почему именно вы, а не служба поддержки?Служба поддержки, конечно, есть, но я — последнее звено в поддержке, потому что ко мне обращаются с самыми ужасными вопросами...
18 02 2024 22:40:42
Тем не менее открыть счет в банке Германии гражданину России вполне возможно, но только при условии серьезной подготовки...
17 02 2024 12:11:53
Например, есть из красной тарелки...
16 02 2024 6:30:31
К получаемым военнослужащими денежным средствам относят не только размер его заработной платы, но и дополнительные надбавки к ней...
15 02 2024 14:30:43
К чему снится Аппетит: толкование по 100 авторамСонник XXI векаАппетит во сне к чему снится сновидцуАппетит – К чему снится, что у вас хороший аппетит, – это значит, что в скором будущем вы не будете испытывать недостатка в продуктах питания...
14 02 2024 6:42:38
Или когда расставание давно произошло, но успокоения не наступило...
13 02 2024 19:32:31
Куда обратиться с жалобой на врачаМало кто имеет представление, куда пожаловаться на врача...
12 02 2024 16:23:22
Садясь на диету, мы часто думаем только о том, как поскорее согнать со своего тела лишние складочки, забывая, что для физического и психического здоровья нам необходим целый спектр важных микроэлементов, которые нельзя исключать из рациона...
11 02 2024 5:56:21
ru собрал забавные и искренние истории людей о разных проявлениях самого прекрасного чувства на земле...
10 02 2024 0:48:22
Сказочное творение, которое создала сама природа, расположено в Южной Америке в одном из самых глубоких озер мира — Буэнос-Айресе...
09 02 2024 7:32:44
Если добавить в блюдо картошку и мясо, то они придадут рататую насыщенность...
08 02 2024 1:53:43
Чтобы избежать подобного явления, стоит знать какой установлен срок вступления в наследство по завещанию и по закону...
07 02 2024 7:22:41
Какой график перекрытия дорог в Москве предусмотрен на 9 мая 2020 года — какие улицы и в какое время будут недоступны для автомобильного движения...
06 02 2024 11:34:33
05 02 2024 21:22:33
И лишь когда совсем нет сил молчать, то ли от ужаса, то ли от восторга, то ли в назидание, вещи — в смысле, части тела — названы своими именами...
04 02 2024 11:15:32
Они предоставляют своим клиентам услуги домработниц, водителей, садовников, нянь и поваров...
03 02 2024 5:19:32
ru собрал для вас 16 крутых вещей из Японии, которые, по нашему мнению, должны быть во всех странах...
02 02 2024 13:48:12
Много лет я искала его и перепробовала кучу разных рецептов из кулинарных книг и сети, но так и не нашла ничего подобного...
01 02 2024 9:30:45
Кроме этого, большое число солнечных дней в году и отличный климат подарят владельцам такой недвижимости еще и массу позитива...
30 01 2024 19:44:17
Так, паразиты, переносчиками которых являются домашние коты, могут вызывать панические атаки...
29 01 2024 10:52:20
Еще:
законы -1 :: законы -2 :: законы -3 :: законы -4 :: законы -5 :: законы -6 :: законы -7 :: законы -8 :: законы -9 :: законы -10 :: законы -11 :: законы -12 :: законы -13 :: законы -14 :: законы -15 :: законы -16 :: законы -17 :: законы -18 :: законы -19 :: законы -20 :: законы -21 :: законы -22 :: законы -23 :: законы -24 :: законы -25 :: законы -26 :: законы -27 :: законы -28 :: законы -29 :: законы -30 :: законы -31 :: законы -32 :: законы -33 :: законы -34 :: законы -35 :: законы -36 :: законы -37 ::